?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

13 ассирийских отцов.


Ассирийские отцы (ასურელი მამები) - группа монахов-проповедников, появившаяся в Грузии в средине VI века. Они фактически основали и распространили монашество в Грузии, основали несколько монастырей и в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на "до" и "после". Про ассирийских отцов желательно кое-что знать, хотя тема эта довольно темная и в ней много загадок.

Терминология. В русской литературе этих отцов называют то "ассирийскими", то "сирийскими". В Грузии устоялся первый вариант - "асурули". В англоязычной литературе используется то "Syrian Fathers", то "Assyrian Fathers". Скорее всего, эти люди были именно сирийцами, хотя существует версия, что они были грузинами, которые изучали богословие в Сирии. Другой вариант их названия - каппадокийские. Есть версия, что жившая в Каппадокии Святая Нина тоже была ассирийкой, что несколько запутывает дело.

Мотивы. Идея проповеднической миссии в Грузии пришла в голову сперва Иоанну, известному впоследствии как Иоанн Задазенийский. Считается, что Иоанна вдохновил на это Симеон Столпник. Однако, даты жизни Иоанна и Симеона Столпника не пересекаются, поэтому предполагается, что это был Симеон Столпник-Младший.

По одной из версий, эти монахи были монофизитами, которые во время гонений на монофизитство сбежали в Грузию,  которая на тот момент была еще монофизитской (с 509 года). Версия странноватая, поскольку не вяжется со всей грузинской историографией по этому вопросу.

Другая версия строго противоположна. Симеон Столпник, как известно, был убежденным противником монофизитства и вдохновителем идеи созыва Халкидонского Собора. Симеон Столпник-Младший, возможно, унаследовал его мировоззрение и направил монахов в Грузию именно для того, чтобы они исправляли грузинское монофизитство.

Как оно было. Итак, монах Иоанн собирает 12 учеников, получает благословение Симеона Столпника (Младшего) и отправляется с ними в Грузию. Есть мнение, что учеников было несколько больше, а цифра 12 утвердилась как более красивая. Так или иначе, но в историю вошли только 12. Они пришли в Мцхета, где их встретил царь Фарсман  (-557) и католикос Евлавий (-560). Католикос благословляет их поселиться на горе Задазени, где раньшенаходилось языческое капище. Монахи построили на горе шалаши и поселились там все вместе, питаясь корешками и травой. таким образом, современный Задазенский монастырь интересен тем, что одно время здесь жили все 13 ассирийских отцов.

1. Иоанн Задазенский (იოანე ზედაზნელი)

2. Давид Гареджийский (დავით გარეჯელი)

3. Абибос Некресский (აბიბოს ნეკრესელი)

4. Шио Мгвимский (შიო მღვიმელი)

5. Иосеб Алавердийский (იოსებ ალავერდელი)

6. Антон Марткопский (ანტონ მარტყოფელი)
7. Тадеоз Степанцминдский (
თადეოზ სტეფანწმინდელი)
8. Пирос Бретийский (
პიროს ბრეთელი)
9. Исе (Иессей) Цилканский (
ისე წილკნელი)
10. Стефан Хирсовский (
სტეფანე ხირსელი)
11. Исидор Самтависский (
ისიდორე სამთავნელი)
12. Микаэль Улумбоэльский (
მიქაელ ულუმბოელი)

13. Зенон Икалтойский (ზენონ იყალთოელი)

Чуть позже монахи Авив и Исе были рукоположены в епископы и с Иоанном осталось только 10. В какой-то момент Иоанну явилась Богоматерь и велела отправить учеников в разные концы страны для проповеди христианства. Отпуская учеников, Иоанн сказал: "Господь наш Иисус Христос прислал нас, дабы принести пользу этой стране и её жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие."

Основной задачей, судя по всему, было изживание пережитков язычества в Грузии.  Похоже, что христианство укоренилось только в крупных городах, и очень слабо - в провинции. Оно нуждалось в чистке и совершенствовании. Видимо, ассирийские отцы и создали грузинскую православную церковь в том виде, который мы знаем по последующей истории. Отдельный вопрос - как повлиял их приход на распространение монофизитства. Об этом можно только догадываться.

Дальнейшая судьба ассирийских отцов выглядела так:

Давид Гареджийский долгое время жил в пещере на горе Мтацминда, где сейчас находится храм Отца Давида и тбилисский Пантеон. Позже он переселился в Гареджийскую пустыню и основал там монастырь Давид-Гареджи. (память 12 июня) См. Житие Давида Гареджийского

Або Некресский отправился в Эрети, в крупный тогда город Некреси и основал на горе над городом монастырь, существующий до настоящего времени и известный как монастырь Некреси. Территория в то время контролировалась персами-зороастрийцами. Они пробовали обратить Абибоса в зороастризм, а после неудачи забили его камнями. Тело Святого было захоронено в Самтависи, потом перезахоронено в Мцхете. (память 12 декабря)

У имени Або есть вариации - Авив и Абибос. Иногда это сбивает с толку.

Шио Мгвимский основал большую монастырскую общину, существующую по сей день в виде Шио-Мгвимского монастыря. Мощи Святого Шио были сожжены в советское время.

Иосеб Алавердийский отправился в Кахетию и построил храм святого Георгия в Алавердской степи. Вокруг храма начал собираться народ и так появился монастырь Алаверди. Иосеб умер в 570 году и был похоронен в храме, на месте которого позже был построен современный Алавердийский собор. Могила Иосеба находится левее алтаря, у северной стены. (память 15 сентября)

Антон Марткопский известен тем, что принес с собой отпечаток эдесского Спаса Нерукотворного. Он поселился на марткопской горе около Тбилиси, где сейчас село Норио и Марткопский монастырь. Он основал храм Спаса Нерукотворного и 15 лет прожил на столпе по примеру Симеона Столпника. В этом же храме он и похоронен. (память 19 января) До настоящего времени частично сохранился столп (башня), на котором он жил.

Тадеос (Фаддей) Степанцминдский долгое время жил около Мцхета и основал монастырь у подножия горы Задазени. Потом он переселился в Урбниси и построил там храм Первомученика Стефана, существующий по сей день. Потом он основал еще один храм имени Стефана на горе Цлеви у города Каспи, где и был похоронен.

Пирос Бретийский основал монастырь (с храмом Св. Георгия) севернее современного города Гори, у села Брети, где и похоронен. (память 15 мая) В этом храме есть икона с изображением самого Пироса, а так же икона с изображением всех ассирийских отцов

Исе Цилканский был одним из тех двух, кого избрали епископами. Его назначили на кафедру города Цилкани в Мухранской долине. Считается, что именно он чудесным образом создал канал, ведущий от реки Ксани к  селу Цилкани. Позже он проповедовал христианство осетинам и горцам. Похоронен в храме в Цилкани, где и находится сейчас его могила. (память 2 декабря)

Стефан Хирсовский отправился в Кахети (или Эрети?) где в селении Хирса основал монастырь имени первомученика Стефана. В нем же и похоронен.

Исидор Самтависский известен тем, что основал Самтависскую епархию, кафедральным храмом которой стал собор Самтависи. Там же Исидор был похоронен.

Микаэль Улумбоэльский проповедовал на территории современой Осетии и им был основан монастырь Улумбо, который сейчас находится недалеко от трассы Гоми-Сачхере в Хашурском районе. С трассы есть указатель. 

Зенон Икалтойский отправился проповедовать в кахетинские горы, затем основал монастырь Икалто, где и был похоронен. Могила находится в центральном храме монастыря, правее алтаря.

Сам Иоанн Задазенийский оставался на горе Задазени, где по его молитвам открылся источник. Получив откровение о близости смерти, он позвал Тадеоса Степанцминдского и велел похоронить себя тут же на горе. Его смерть произошла между 557 и 560 годами. Итого хронологические рамки деятельности Иоанна - между 542 и 560 годами.

7(20) мая грузинская церковь отмечает общий день памяти всех ассирийских отцов.

asureli-mamebi

Копия s640x480
13 отцов Assyrians

i400
ib3462

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
grigor_yan
Jul. 2nd, 2012 12:48 pm (UTC)
Интересный сюжет. Несколько замечаний к написанному:

+++ По одной из версий, эти монахи были монофизитами, которые во время гонений на монофизитство сбежали в Грузию, которая на тот момент была еще монофизитской (с 509 года). Версия странноватая, поскольку не вяжется со всей грузинской историографией по этому вопросу.

Если отбросить в сторону ложное именование дохалкидонской веры "монофизитством", то ничего странного в этой версии нет. При гонениях в Византии на дохалкидонцев, они массово переселялись за пределы империи в страны, где Халкидонизм отвергался как ересь. И Грузия в указанный период не была еще халкидонитской. Грузинская Церковь до седьмого века была в каноническом единстве с Армянской Церковью и на совместных соборах анафематствовала Халкидон, и уже потом отпала в унию с Константинополем из политических выгод. На эту тему говорилось тут - http://grigor-yan.livejournal.com/70635.html

А вот что странного в этой цитате, так это выражение "грузинская историография". Т.н. "грузинская историография" - это постоянное выхолащивание собственной истории и заполнение вакуума мифами. Вот наиболее значительный миф о Грузинской Церкви - http://grigor-yan.livejournal.com/100291.html
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

avdysh_oleg
Авдыш Олег (ХаТТабычЪ)

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars