Авдыш Олег (ХаТТабычЪ) (avdysh_oleg) wrote,
Авдыш Олег (ХаТТабычЪ)
avdysh_oleg

Categories:

Врагу не сдаётся наш гордый Варяг!





Врагу не сдаётся наш гордый Варяг!
Девятое февраля — День воинской славы России — подвиг крейсера «Варяг». Легендарное сражение бронепалубного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с эскадрой из шести крейсеров и восьми миноносцев японского флота. Беспримерный подвиг русских моряков произвел колоссальное впечатление в России и далеко за ее пределами.

115 лет назад, 9 февраля 1904 года, произошёл бой русского крейсера «ВАРЯГ» и канонерской лодки «Кореец» с 14 японскими кораблями.
Крейсер «Варяг» считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе в Филадельфии, он в 1899 году был спущен на воду и в 1901 году вошел в строй русского флота, прибыв в Кронштадт. В 1902 году «Варяг» вошел в состав Порт-Артурской эскадры. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер первого ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152,4-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.
Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров. Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г.

Этот бой продолжался всего сорок минут.
И это был первый и единственный бой в военно-морской карьере командира крейсера капитана 1 ранга Руднева В.Ф.. Руднев был опытный моряк, но за 17 лет службы он ни разу не принимал участия в боевых действиях. За эти сорок минут Варяг выпустил по врагу 1105 снарядов и смог вывести из боя с серьёзными повреждениями четыре японских крейсера и потопить один миноносец. Потери экипажа Варяга составили 33 человека убитыми и 97 ранеными из 570 человек. В числе погибших был и корабельный священник – однофамилец каперанга Руднева.

«Кореец», под командованием опытного моряка капитана 2 ранга Г.П. Беляева, будучи по сути антикварным парусно-моторным кораблём, не имеющим серьёзной броневой защиты, принял активное участие в схватке и нанёс серьезные повреждения двум японским крейсерам и одному миноносцу, который затонул уже в походе.
Моряки «Корейца» срезали свои парусные мачты, чтобы уменьшить силуэт и осложнить наведение для японских дальномеров. В результате этой хитрости «Кореец» смог сблизиться с врагом на дистанцию досягаемости для своей не сильно мощной артиллерии и нанести японцам серьёзный урон, выпустив всего за бой 102 снаряда. Сам «Кореец» в отличие от «Варяга» практически не пострадал и не имел потерь среди экипажа, т.к. японцы били с постоянным перелётом.

Тяжелораненые варяжцы, около 20 человек, оставленные в Чемульпо, в госпитале Красного креста, были разобраны по японским семьям, как самые почётные гости и по окончании войны переданы русскому правительству.

Японцев так восхитил поступок русских моряков, строго соответствовавший их понятиям кодекса Бусидо, что японское правительство после войны открыло в Сеуле музей Варяга и наградило В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца.
Что интересно, адмиралу Уриу, командующему японской эскадрой, тоже был жалован орден, за тот бой, не скажу точно какой, но рангом ниже. Как гласят флотские легенды, при вынесении такого решения, японское государство рассудило так, Уриу конечно победитель и значит молодец, наградить его надо, но велика ли доблесть 15(14+1 авизо) против 2 (1+1канлодка), поэтому дали ему орден поскромнее, чтобы усерднее тренировался видимо.
Сам Уриу очень не любил вспоминать этот бой. И как говорят «очевидцы», встречавшиеся с Уриу в портовых кабачках, что он этот орден не носил.)))
В.Ф. Руднев более в боях участия не принимал, вышел в отставку в чине контр-адмирала и умер в 1913 голу в Тульской губернии.

Команды иностранные кораблей были восхищены храбростью и доблестью русских моряков и приняли деятельное участие в оказании им помощи.
Для их снятия экипажей с обреченных кораблей были высланы шлюпки и катера, для оказания помощи раненым направлены военные медики. Русских моряков − и раненых, и тех, кто не пострадал, − приняли к себе на борт французский, английский и итальянский корабли.

И только представитель американского военного флота не принял на борт ни одного раненого и даже не отправил своих медиков для оказания помощи нуждающимся в ней, ссылаясь на отсутствие разрешения из Вашингтона.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя». Он был включен в состав японского флота учебно-боевым кораблём, вопреки всем правилам и традициям, на нём была сохранена кормовая доска с русским именем Варяг.
И первая лекция для японских гардемаринов начиналась с рассказа о том, что воевать надо так, как это делала русская команда этого корабля.
А штурвал с «Варяга» японцы в качестве экспоната поместили на самый знаменитый свой корабль, флагманский линкор «Микаса», ставший музеем.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге. Экипажи «Варяга» и «Корейца» были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры – орденами Святого Георгия 4-й степени. Капитан 1 ранга Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный».
Была учреждена медаль «За бой «Варяга» и «Корейца», которой были отмечены все участники боя.

Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд».
В апреле 1904 года Н. К. Мельников и Е. М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Причём у каждого из них был свой вариант.
Перевод Е. Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена 29 апреля 1904 года в Зимнем дворце, на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».




В марте 1916 года, корабль был выкуплен Россией у Японии для флотилии С.Л.О., в возвращением ему прежнего имени.
В декабре 1916 года прибыл в Мурманск. На тот период "Варяг" мог развивать скорость 10 узлов, имел воорежение: 12-152/45 мм. орудия, 4-76/40 мм., 4 пулемета 7,62 мм., 6 надводных торпедных аппарата калибра 381 мм., 35 мин заграждения. 25 февраля 1917 года ушел в Англию на капитальный ремонт.
Захвачен англичанами 8 декабря 1917 года и превращен в плавучую казарму.
В конце 1919 года был продан на слом. Во время буксировки к месту разборки на металл налетел на камни недалеко от городка Лендалфут в Ирландском море и затем разрушен сильным штормом.
Разобран водолазами по частям в 1924-1925 годах.

По случаю 50-летия подвига у Чемульпо, 8 февраля 1954 г. вышел указ Президиума Верховного совета СССР "О награждении медалью "За отвагу" моряков крейсера "Варяг". Н. Г. Кузнецов, главком ВМФ СССР, лично наградил пятнадцать ветеранов медалями «За отвагу», были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца». В сентябре 1956 г. в Туле был открыт памятник В. Ф. Рудневу.
В газете "Правда" адмирал флота Н. Г. Кузнецов в эти дни писал: "Подвиг "Варяга" и "Корейца" вошел в героическую историю нашего народа, в золотой фонд боевых традиций советского флота".
Интересно то, что медаль «За отвагу» согласно статута это боевая награда.



"Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели под страхом лишения живота…"
”Капитану ж должно учинить присягу верного служения, что ему корабль врученный неприятелю не отдавать, а буде увидит, что корабль сохранить и увести невозможно, и ему лучше корабль зажечь или потопить, чтоб тем неприятелю укрепления не было”.

Морской устав Петра 1, 1720 г,




Tags: livejournal, welcome, Авдыш, Калининград, Калининградская область, Крейсер Варяг, Олег Авдыш, Россия, ХаТТабычЪ, бой у Чемульпо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment